"Что-то с памятью моей стало". Почему ухудшается память и что с этим делать. Что-то с памятью моей стало… Сильные проблемы с памятью

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

Почему это происходит и как решить эту проблему? Можно ли учиться и без проблем запоминать все, что необходимо?

Для ответа на первый вопрос надо знать, какие фазы памяти задействованы в процессе обучения. Дело в том, что с проблемами в учебе, равно как и с другими жизненными проблемами, люди нередко сталкиваются потому, что не знают детали устройства памяти. Для них память - это память, и этим все сказано. Не все знают, что запоминание - это трехфазный процесс, и каждая из этих фаз функционирует тем или иным способом.

Так что же это за фазы памяти?

Процесс запоминания делится на три фазы : первая называется сенсорной, вторая - кратковременной и третья - долговременной памятью.

Сенсорная память включается, когда, например, мы что-то перечисляем . Эта память бывает визуальная, аудиальная, а бывает кинестетическая (тактильная), олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Длится несколько минут и служит для того, чтобы наш мозг осознал, что он нечто видел. В этой фазе мы еще не можем говорить о «запоминании», которое необходимо, чтобы считать материал выученным.

Кратковременная память длится несколько минут, и в этот период начинается «обработка данных». В это время нам становится ясно, «о чем идет речь» в тексте, который мы читаем (интеграция). Именно тогда из всей информации мы выбираем «важнейшее» (происходит селекция), т.к. мозг не запоминает данные по порядку. Запоминаются только ключевые маркеры, которые включают процесс «вспоминания». Именно тогда наш ум или готовится к процессу отклонения (забывания) всех неважных фактов, или выбирает информацию, которую мы считаем важной, для долговременной памяти. Необходимо понять, что смысл этой фазы памяти - не сохранение, а выбор данных и выстраивание связей между ними.

Долговременная память не имеет временных ограничений, и именно благодаря ей информация остается (впечатывается). Проблемы с памятью отмечаются в начале фазы долгосрочной памяти. До этого момента наше обучение протекает более-менее нормально. Прочитали, поняли, и появляется «ощущение» знакомого материала. Однако когда мы пытаемся повторить «выученное», оказывается, что мы помним около 40%, а то и меньше. Особенно это заметно у студентов-юристов, которым очень интересно читать все «в первый раз», как они говорят, но проблема возникает, когда эту информацию надо запомнить.

Так в чем же проблема? В том, что мы в процессе запоминания останавливаемся на второй фазе, и наше учение остается на уровне «понимания». Мы не можем перейти мост долгосрочной памяти, и, как это ни странно, для запоминания не используем техники запоминания, а используем стратегии получения и обработки информации, а мозг «выбирает», запоминать что-то или нет.

Почему мы поступаем именно так? Потому что после того как мы «поняли» прочитанный текст, в течение 4–5 минут мы можем отлично его вспомнить - кратковременная память действует до 8 минут. Нас так радует это ощущение, что мы решаем, будто все запомнили и переходим к другому материалу или заканчиваем заниматься. И тут возникает проблема. Если представить себе мост между кратковременной и долговременной памятью, мост, переходя через который мы обеспечиваем себе и память, эффективное вспоминание, то проходится признать, что мы через этот мост не переходим, а поворачиваемся и возвращаемся в начало пути.

Что происходит потом?

Мы не перешли сознательно через «мост памяти», наш ум занят решением того, что важно запомнить. Информация, которая поступила в мозг, в основном абстрактная: символы, специальные термины, анализы и перечисления. Это не имеет отношения к реальным предметам, которые мозг предпочитает, - «игре, сну и еде», поэтому мозг решает, что все эти данные можно пока сложить в корзину. Мы забываем, но еще не совсем, сами вспомнить не можем, но стоит заглянуть в книгу, и мы самоуверенно утверждаем, что теперь все вспомнили.

А что будет после?

Не имея важных данных, мы переживаем момент разочарования или в своей комнате, или в классе или аудитории, где необходимо продемонстрировать свое знание. После разочарования и после того, как сами себя пожалеем, мы возвращаемся к книге и снова повторяем все перечисленное: читаем, доходим до «моста» между кратковременной и долговременной памятью и опять не переходим этот мост, словно рассчитываем, что, по велению какой-то высшей силы, память сама «решит», какая информация должна быть сохранена. Можно делать ставки.

Разделить учебу на кусочки (chunking) - внимание в среднем удерживается от 30 до 180 секунд, поэтому читайте не больше трех минут подряд. Потом остановитесь, обдумайте, запишите, подчеркните.

Мысленно представить те понятия, которые мы пытаемся запомнить. Самое важное надо «увидеть» на воображаемом «ментальном экране». Если это абстрактные понятия, придумайте для них образы, например, память - это слон, слово «понятие» - мозг и т.д.

Связывать различные понятия с помощью ассоциаций (очень хорошо в такой ситуации помогают когнитивные карты, визуализация и «нарезание» (chunking), которые активно используются сейчас во всем мире и везде: от школ до крупных корпораций.

Повторять, сообразуясь с циклами памяти. Обязательно повторять небольшими блоками, не глядя в источник (книгу или конспект). Самый важный цикл повторения - это повторение спустя 24 часа. Если в это время вы не повторите выученное, то забудете 70–80% информации, т.е. не сможете повторить без «подглядывания».

Игорь Ракич, Основатель школы интеллектуальных умений

Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека.

Плохая память - бич современного общества. Проблема с памятью может возникнуть в любом возрасте. Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека. Наверняка многие испытывали подобное. Такие провалы, как правило, связаны с перегрузкой информации, но время от времени, другие факторы мешают нашей способности запоминать.

13 самых распространенных причин провалов в памяти

1. Дефицит витамина B12

Аналогично железу, B12 помогает в создании красных кровяных клеток, уменьшает вялость и риск анемии, улучшает процессы жизнедеятельности памяти. Недавнее исследование показало, что дефицит витамина B12 может привести к сбоям в памяти.

Исследование показало, что В12 работает в качестве защитного слоя для миелина - вещества, которое покрывает нервы. Когда не хватает В12 в нашей системе, слой недостаточно толстый и получает повреждения. Это повреждение замедляет нервные импульсы, которые также могут привести к провалам в памяти.

Дефицит витамина может быть вызван старостью: чем старше мы становимся, наш желудок выделяет все меньше кислоты, что делает более трудным для наших органов поглощать питательные вещества из пищи.

Другой причиной может быть нездоровый выбор диеты, анемия, и болезнь Крона. В12 больше всего содержится в рыбе, мясе, молочных продуктах. Однако перед изменениями в своем рационе посоветуйтесь со своим врачом.

2. Высокое кровяное давление

Если вы находитесь в возрасте старше 45 и часто испытываете проблемы с памятью, есть смысл проверить ваше кровяное давление.

В исследовании, проведенном в Университете Алабамы, было установлено, что люди, которые имеют высокое кровяное давление, как правило, страдают от меметического упущения, а также снижением когнитивных навыков, по сравнению с людьми с нормальным артериальным давлением.

Хорошей новостью является то, что здоровая диета, физические упражнения и потеря веса могут помочь снизить риск данной проблемы.

3. Гипотиреоз

Если вы часто устаете, набрали вес, чувствуете себя подавленным и постоянно испытываете проблемы с памятью, вы, возможно, страдаете от гипотиреоза.

Гипотиреоз часто происходит медленно и постепенно, снижая уровень гормона тироксина (Т4), который имеет важную роль в производстве энергии нашего организма. Низкий Т4 вызывает медленный метаболизм и медленные когнитивных функции, в результате чего происходят провалы в памяти.

Общей причиной гипотиреоза являются аутоиммунные заболевания, такие как Хашимото, когда тело атакует себя самого. Кроме того, вирусные инфекции и даже злоупотребление антибиотиками могут также вызвать гипотиреоз.

4. Менопауза

Общая теория, что существует связь между забывчивостью и менопаузами у женщин , была недавно подтверждена. Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, подтверждает, что как только уровень эстрогена сокращается, как правило, начинаются провалы в памяти. Эстроген защищает нейротрансмиттеры, а без достаточного уровня этого гормона они становятся менее эффективными.

5. Мигрень

Если вы страдаете от мигрени, вы можете быть подвержены риску пострадать от транзиторной глобальной амнезии (ТГА) в возрасте старше 50 лет. ТГА - это состояние, туда попал, все еще осознавая, кем он сам является, и кто его окружает.

Этот тип амнезии обычно считают причиной генетического дефекта, приводящего к распространению нервных импульсов в головном мозге. ТГА может временно парализовать память, а мигрени могут быть вызваны внезапным погружением в горячую или холодную воду, экстремальным эмоциональным стрессом или даже половым актом. К счастью, ТГА является малораспространенным состоянием и легко лечится.

6. Длинные перелеты

Длинные перелеты приводят к сильной усталости. Этот симптом, как правило, вызван плохим сном, а также нарушением биоритма.

Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, показало, что чувство сонливости, провалы в памяти и трудности в обработке информации могут некоторое время продлиться после полета, и даже после того, как биоритм человека вернулся в норму. Когда мы спим, наш мозг обрабатывает воспоминания, так что недосыпание может вызвать провалы в памяти.

7. Беременность

Беременные женщины часто подвергаются стигматизации , что является нарушениями в памяти, но в недавнем исследовании, проведенном в Австралии, исследователи сравнили производительность беременных женщин против небеременных. Результаты были убедительными: первой группе было намного сложнее выполнять задачи, связанные с памятью. Исследователи предположили, что причины этого в образе жизни и диете.

8. Химиотерапия

Часто встречающийся неприятный побочный эффект химиотерапии - потеря памяти. Ведь не просто так часто такие терапии называют промывкой мозга пациентов.

Химиотерапия может повлиять на функции клеток мозга, исходя из исследования Стэнфордского университета, которое показало, что женщины, которые подвергаются химиотерапии для лечения рака молочной железы, имели провалы в памяти.

Это, как правило, поправимая ситуация, и функции памяти вернутся к нормальному уровню при прекращении химиотерапии, но в некоторых случаях улучшение занимает годы.

9. Анестезия

При проведении сложных операций анестезия часто является единственным способом, чтобы пациент смог выдержать их. Недостатком является то, что возможна потеря памяти и снижение когнитивных функций после операции. В Университете Флориды обнаружили, что около 38% пациентов старше 55 лет страдали от потери памяти после операции, а 12,7% имели серьезные проблемы опознаванием в течение следующих 3 месяцев.

10. Эпилепсия

Эпилепсия является одним из видов «короткого замыкания» в мозге, вызывая судороги и затрагивая более 50 миллионов человек во всем мире. Во время приступа в мозг попадают электрические импульсы, что приводит к таким проблемам, как временная потеря двигательных навыков, потеря когнитивной функции и ухудшение памяти.

11. Лекарства от артрита и астмы

Кортикостероиды – стероиды, которые тело производит, и они могут приниматься для лечения астмы и артрита. Прием высоких доз в течение шести месяцев или более может привести к проблемам с памятью.

Несмотря на то, что это довольно редкое явление, кортикостероиды могут фактически убить клетки мозга и привести к атрофии головного мозга. Изменение дозировки может помочь, но ваш врач должен проконсультировать вам относительно других возможных побочных эффектов.

12. Депрессия

Депрессия связана с низким уровнем химических веществ в мозге, таких как серотонин или норадреналин. Эти химические вещества могут влиять на процессы, связанные с памятью в мозге. Антидепрессанты и психологическое лечение могут помочь с проблемами памяти в этом случае.

13. Чрезмерное употребление алкоголя

Чем больше алкоголя вы потребляете, тем меньше ваш мозг способен хранить краткосрочные воспоминания. Алкоголь влияет на гиппокамп, уменьшая его функции, в том числе формирование новых воспоминаний, поэтому мы иногда забываем, что мы сделали во время какой-нибудь гулянки.

Длительное злоупотребление алкоголем срок может привести к синдрому Корсакова - способность к образованию краткосрочных воспоминаний теряется, что делает трудным вспомнить недавнюю информацию.

Медленная, контролируемая реабилитация может остановить процесс потери памяти, по крайней мере, у 25% больных.опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

VADIM, "забыл, куда положил ключи" - это, возможно, не про ухудшение памяти, а про усталость и рутинность ежедневных действий.

Есть люди, которые пытаются ключами от офиса открыть дверь собственной квартиры или, например, приходят на кухню, чтобы вскипятить чайник и с удивлением обнаруживают, что он уже вскипел, потому что чайник они уже включали до этого - просто потому, что действия эти привычные и производятся на "автопилоте", по одному и тому же сценарию ежедневно.

Попробуйте кардинально изменить ежедневные ритуалы, например, если Вы до сих пор клали ключи "куда придется", то заведите крючок на стене и пообещайте себе, что ключи будете вешать только на этот крючок и всегда, что бы ни происходило. Или наоборот. При смене ритуальности действий, мозг начнет "по-новому" обрабатывать информацию.

Также можно достаточно просто потренировать мышечную память. Положите любой предмет в комнате ("спрячьте"), выйдите из комнаты, завяжите себе глаза (не поглядывать!), вернитесь в комнату и найдите спрятанный предмет.

Когда мы "забываем", например, куда положили ключи, это может обозначать, что в момент, когда мы их положили наше тело и наш мозг были чуть-чуть "в разных местах", например, мы уже встали, но еще не проснулись. Мышечная память в таких случаях - хороший помощник. Детская игра "чертик-чертик, помоги" как раз на эту тему.

В интернете большое количество заданий и игр на тренировку различных видов и механизмов памяти. Многие из них затягивают не на шутку, и скучный или сложный процесс превращается в полезное развлечение. Популярны и удобны приложения для смартфонов: для iOS – «Elevate – Brain Training», «Eidetic – Spaced Repetition», «IQ boost», «Circles Memory Game» и др.; для Android – «Lumosity – тренировка мозга», «Elevate – Brain Training», «Memory – игра на память» и др.

Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили в результате исследования, что, вдыхая запах розмарина , люди гораздо быстрее запоминают новую информацию. Да и объемы усвоения увеличиваются на 75%. Интересно, что об этом свойстве розмарина догадывались еще в средние века: о нем говорит Офелия в «Гамлете» Шекспира. Используйте аромамасла или посадите в доме розмарин – и ваши тренировки памяти станут гораздо живее.

Поклонники медитации давно говорят о том, что благодаря ей снижается кровяное давление, испаряется плохое настроение и даже депрессия. Как оказалось – заодно укрепляется кратковременная память. Это выяснили ученые университетов Калифорнии и Огайо (США) . Объяснение простое: медитация тренирует способность концентрироваться на одной мысли и не обращать внимание на раздражители. Собственно, это и нужно для качественного запоминания. Для заметного улучшения памяти достаточно медитировать 8 минут в день.

Прокручивайте перед сном в уме все события прошедшего дня. Вспоминайте важные и несущественные детали, интересные диалоги. Бонусы метода – развитие осознанности, появление чувства благодарности за каждый прожитый день, профилактика бессонницы. Кроме того, визуализируя свой день, вы стимулируете воображение.

Ноотропы помогают при ВСД!

5 дней фенибут и 3 дня Энтроп.

Потом Глицисед. Потом как огурчик - всё помнишь и ничего не забываешь и не тупишь и нет провалов в кратковременной памяти. Это лучше всяких упражнений которые не всегда помогают.

Появившиеся проблемы с рабочей памятью и концентрацией внимания могут быть как безобидными временными трудностями (например, расстройство адаптации на фоне сильного стресса может проявляться как рассеянность), так и симптомом медицинских проблем - например, депрессивного расстройства или гормональных нарушений (например, гипотиреоз может какое-то время выглядеть как депрессивное расстройство). Я бы порекомендовал вам обратиться к специалисту (врачу общей практики, психиатру или клиническому психологу) для консультации, потому что указанной вами информации недостаточно для составления рекомендаций.

В целом, если проблема функциональная, то терапия ее сводится к обучению контролю беспокойства и самокопания, которые снижают концентрацию внимания и способность к запоминанию через погруженность в свои мысли, а если проблема органическая, то лечение сводится к приему различных препаратов (например, при гормональных нарушениях - заместительная терапия соответствующих гормонов). В обоих случаях лечение занимает какое-то время (от 8 до 12 недель КПТ и от 4 до 8 недель подбора нужного препарата).

Вероятнее всего проблемы не с памятью, а с вниманием.

Почему? Потому что если бы у Вас было нарушение кратковременной памяти, то это проявилось бы в забывании текущего в целом, а не только ключей и прочих мелочей. Вероятно Вы бы даже не догадывались о том, что у Вас есть проблемы с памятью (в случае нарушения кратковременной памяти, человек зачастую неспособен осознать, что он не запоминает информацию). Так как Вы привели пример с ключами, делаю вывод, что проблема и не с долговременной, иначе Вы бы привели пример, что забываете события прошлой недели, не можете припомнить, чем занимались последние дни.

Как говорил один известный киногерой: «Тут — помню, тут — не помню». Знакомая ситуация? Проблемы с памятью — временные или постоянные — бывают и у детей, и у взрослых. А в условиях жизни в современных городах, когда нервная система даёт сбои, а синдром хронической усталости становится нашим постоянным спутником, жалобы на ухудшение памяти встречаются всё чаще и чаще.

Да ещё и сконцентрироваться никак не получается… А чем больше проблем наваливается, чем требовательнее начальник на работе, тем сложнее собраться, что-то вспомнить, заставить себя вобрать волю в кулак и выполнить задание…

Что же делать в таких ситуациях, и почему они возникают?

Дырявая память: почему она такая?

Итак, каковы же причины ухудшения памяти?

  • Астенический синдром (то, что мы называем хронической усталостью). Переутомление, стресс, весенний авитаминоз — всё это может повлиять на вашу память и концентрацию внимания.
  • Болезни, вызывающие нарушения кровоснабжения головного мозга. В частности, к ним относятся спазм или атеросклероз сосудов мозга, инсульт и т. д.
  • Травмы головы.
  • Опухоль мозга.
  • Разнообразные психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Алкоголизм.

К сожалению, осознав, что вспомнить что-то теперь уже не так просто, как раньше, люди нечасто обращаются к врачу. В нашей культуре до сих пор жив стереотип, говорящий о том, что ничего страшного не происходит и человек должен взять себя в руки и не валять дурака.

Однако проблема гораздо сложнее, чем кажется. Ухудшение памяти может быть одним из симптомов серьёзного заболевания, и своевременное обращение к специалисту позволит эффективно бороться с недугом.

А если же в основе проблем с памятью и вниманием лежит астенический синдром, то без помощи врача состояние нервной системы будет ухудшаться с каждым днём, и могут развиться такие страшные болезни, как депрессия, инсульт или инфаркт.

Тренировки для мозга: восстанавливаем память

Решив позаботиться о себе и своей нервной системе, человек может предпринять ряд простых, но действенных шагов.

Упражняем «серые клеточки»

Тренировать можно не только тело. Комплекс упражнений для тренировки памяти и внимания — действенный метод, который вернёт вашему уму гибкость.

Перечислим лишь некоторые из возможных задачек: произнесение слов наоборот (без подсматривания!), выполнение привычных манипуляций левой рукой, запоминание телефонных номеров и списка покупок… Немаловажно много читать, а после того, как вы справились с книгой, стоит проговорить про себя или вслух основные элементы сюжета.

Большое количество упражнений можно найти в интернете, кроме того, наилучшие комплексы для тренировки памяти вам подскажут специалисты СМЦ Бест Клиник.

Правильно питаемся

Как говорится — вы то, что вы едите. Если ваша память даёт сбои, необходимо подкреплять её продуктами, которые богаты микроэлементами, полезными для мозга.

Итак, что же необходимо включить в рацион: молочные продукты, фрукты и овощи (особенно зелёные листовые), картофель, бананы, муку грубого помола, цельное зерно, семечки, орехи, чёрный шоколад, рыбу, чернику. Не забывайте о витаминах и травах, например, сосновых почках и девясиле.

И — вода, которая не только источник жизни, но и залог нормального течения всех процессов в организме. Выпивайте не менее 1-1,5 литров воды в день, и ваш мозг скажет вам спасибо.

Соблюдаем режим

Крайне важно высыпаться, вести активный образ жизни, гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой. Это позволит не только укрепить организм, но и улучшить кровоснабжение мозга.

Принимаем лекарства

Обратившись к врачу, человек с проблемами памяти получит рекомендации о том, какие препараты стоит принимать. Здесь недопустима самодеятельность. Назначить нужные, подходящие именно для вашего случая медикаменты может только невролог или психотерапевт.

Важно соблюдать график приёма лекарств и их дозировку.

Делаем капельницы для мозга

Непривычный для большинства метод — капельницы для сосудов головного мозга — тем не менее, очень действенен. При нём препараты попадают напрямую в кровь и усваиваются практически полностью.

Специалисты СМЦ Бест Клиник подбирают уникальный состав препаратов для каждого пациента, в зависимости от его состояния и физиологии. В результате сосуды восстанавливаются и укрепляются, а память и внимание возвращаются.

Ходим к психотерапевту

Стресс и нервное напряжение — это состояния психики, с которыми лучше всего справляются такие специалисты, как психотерапевты. Действительно, медикаментозное лечение, правильное питание и витамины — все эти великолепные методики порой дают лишь временный результат — особенно в том случае, если изначальная причина проблемы не устранена.

Память девичья: не наш вариант!

Человеческий мозг не позволяет с собой шутить. И, если вдруг вы стали чаще что-то забывать, чем запоминать, то лучше не затягивать с решением этой проблемы.

Самый верный вариант — обратиться к врачу и воздействовать на нервную систему всесторонне. Бест Клиник даёт вам возможность пройти консультации и обследования у невролога, психотерапевта и других специалистов. При необходимости вам выпишут медицинские препараты, разработают курс капельниц для сосудов мозга или же предложат другие методы лечения в зависимости от причин проблемы. Кроме того, наши врачи посоветуют вам диету и наиболее подходящий именно для вас режим дня.

Нарушения памяти и внимания — верный признак того, что нервной системе требуется скорая помощь. Обращайтесь к нам, и мы её окажем!